6 зрелищных спецэффектов в кино, созданные до появления компьютерной графики
Сегодня с помощью современных технологий создаются действительно зрелищные фильмы. Но как раньше создавали спецэффекты в кино?
Десять заповедей, 1956

Фильм рассказывает о жизни Моисея и, конечно, не обошлось без сцены, в которой Моисей проводит евреев по морскому дну. В наши дни подобную сцену можно сделать при помощи графики, но в 1956 году съемочной группе понадобилось 6 месяцев, чтобы буквально раздвинуть море.
Сначала сняли, как два больших резервуара наполняются водой, а затем прокрутили эти кадры в обратную сторону. Далее на всё это наложили кадры искусственного водопада для того, чтобы зрителям казалось, что вода всегда находится в движении. И в конце, картинки перевернули вверх ногами, чтобы вода текла вверх.
Чужой, 1979

Вспомните сцену, где из груди человека вырывается инопланетное существо.
Она не такая уж и сложная, как может показаться. Для её съёмки потребовалось лишь проделать в столе отверстие для головы, чтобы усадить туда Джона Хёрта (исполнившего роль Кейна).
К голове приложили искусственное тело, которое было наполнено органами животных. На другой стороне стола спрятались двое людей, которые управляли специальным аппаратом с трубками, наполненными кровью.
Кинг-Конг, 1933

Сейчас сцена, в которой Кинг-Конг держится за башни, может показаться впечатляющей и очень лёгкой в плане съёмки. Но в момент выпуска фильма она произвела самый настоящий фурор. В ней использовались различные операторские приёмы, стоп-моушен анимация и полноразмерные муляжи.
Для съёмки этой сцены на крышу поставили полуметровую модель Кинг-Конга, покрытую кроличьей шерстью. Движения существа снимались кадр за кадром, каждый раз двигая его тело и голову лишь на пару миллиметров. Таким же способом снимают мультфильмы с персонажами из пластилина.
Волшебник страны Оз, 1939

Ещё одной впечатляющей сценой в кинематографе, снятой без использования компьютерной графики, стала сцена попадания Дороти и То-то в страну Оз.
Для её создание из десяти метрового чулка и проволоки сделали торнадо. На съёмочную площадку установили специальный кран, двигающийся по всей площадке. Под площадкой находилась машина, к которой прикрепили основание торнадо. С помощью этой сложной конструкции, смотря фильм, искусственный торнадо было трудно отличить от настоящего.
Дополнили картину здания в миниатюре, облака, нарисованные на стекле, ветер и грязь, создающиеся с помощью специальных машин. Когда кадры были отсняты, их проецировали на стену, находящуюся позади актёров.
Космическая одиссея, 1968

Сложно представить фильм о будущем и космосе без спецэффектов. А вот режиссёру Стэнли Кубрику удалось создать такой фильм в те времена, когда о компьютерной графике и прочих современных технологиях и не слышали.
Одним из самых впечатляющих эффектов, показанных в фильме, была красочная сцена с лазерным шоу. Всё делалось вручную. Рисовали все эффекты на стекле, которое снимали через небольшую щель, сделанную на другом куске стекла, окрашенного в чёрный цвет.
Головокружение, 1958

Сейчас в кино часто можно увидеть эффект под названием «транстрав» или «эффект вертиго». Но все ли знают, кто был его создателем?
В 1958 году вышел фильм «Головокружение», снятый режиссёром Альфредом Хичкоком. Главный герой находится на высоте и, чтобы показать его страх зрителю, Хичкок придумал эффект, когда камера отдаляется от объекта, а зум приближается и наоборот. За счёт этого создаётся впечатление трансформации пространства, при этом размер объекта никак не меняется.