Аниме – специфический жанр анимации, появлением которого мир обязан Стране восходящего солнца. Помимо необычной рисовки, к характерным его чертам относятся определенный набор сюжетных шаблонов и расчет на узкую аудиторию. Существуют аниме, интерес к которым предполагается со стороны какой-то конкретной группы населения. Деление может производиться по признаку возраста, пола, рода деятельности или интересов.
Однако явление нельзя назвать исключительно японским: по большей части оно является таковым. Если углубиться в историю, становится ясно – жанр не смог бы сформироваться в том виде, каким он представлен сейчас, без западного влияния.
Содержание
Истоки жанра

Традиции передачи информации через рисунок сложились еще в средневековой Японии. Необходимость их появления была вызвана трудностями в полном освоении большинством японцев письменности. Существование сразу трех алфавитов, среди которых хирагана, катакана и перенятые у китайцев кандзи, делали письмо и чтение доступными лишь самым образованным людям.
В начале XX века на базе японских художественных канонов в дополнении с западными техниками создания комиксов зарождается манга – жанр историй в картинках. Фактически это те же комиксы, но с местными особенностями формы и сюжета. Именно развитие манги стало основой создания оригинальной японской анимации.
Что касается этимологии, слово «аниме» является одним из множества псевдоанглицизмов, которыми так богат японский язык. Исходное слово «animation», обозначающее всю мультипликацию в целом, а не только японскую, было труднопроизносимым и неудобным, из-за чего вскоре сократилось до «anime», продолжая сохранять свое изначальное собирательное значение. За рубежом под этим термином понимается только та мультипликация, которая была создана в Японии и обладает присущими ей стилистическими особенностями.
Самыми первыми японскими анимациями, созданными еще в первой четверти XX века, являются:
«Katsudo Shashin» («Движущиеся картинки»)
Длительность составляет всего 3 секунды. Запись была изготовлена в 1907 году неизвестным режиссером. По случайности найдена в 2005 году.
Изображает японского мальчика в матроске, пишущего на доске кандзи и затем поворачивающегося к зрителю лицом.
«Namakura Gatana» («Меч с тупыми краями»)
Значительно длиннее предыдущей – 4,5 минуты. Режиссер известен: это Дзюнъити Коти. Созданный еще в 1917 году, мультфильм потом долго считался утерянным, пока копия записи не была обнаружена в городе Осаке в 2008 году. История повествует о самурае, норовившем опробовать свою новою катану в бою и впоследствии об этом пожалевшем.
Новый этап развития аниме

Следующий этап в развитии японской анимации начался в 1930-е годы и был связан со все растущей заинтересованностью со стороны общества. Возможность применения мультфильмов в образовательных, рекламных и даже политических целях, верно, была подмечена государством, из-за чего талантливые аниматоры получали финансовую поддержку от властей.
В предвоенные годы на фоне наращивания военной мощи Японии стало появляться множество анимаций на военную тему. Правительство также поддерживало их создание, видя в них эффективную пропаганду патриотизма и национализма среди молодежи.
Одновременно с этим стали заметны тенденции к отходу от западной манеры создания мультфильмов. Заимствуя лучшие достижения США в техническом отношении, японские аниматоры нового поколения делали сюжеты своих работ более самобытными и традиционными для японского зрителя.
Появление первых студий

В 50-е годы XX века стали появляться первые анимационные студии, специализированные на создании аниме в привычном для нас понимании. Так, крупнейшая студия – «Toei Animation Company» — была открыта в 1956 году и существует по сей день. Ее специализацией с самого начала стало производство аниме-сериалов.
Влияние на развитие местной мультипликации оказало широкое распространение телевидения по всей Японии в 1960-е годы. Этот период, помимо перехода от черно-белой анимации к цветной, ознаменован также появлением различных направлений и поджанров: меха (научная фантастика с участием роботов), повседневность, спокон («биографический» с акцентом на спортивные достижения героя).
Постепенно аниме-индустрия становилось довольно прибыльной. Творчество молодых аниматоров все чаще демонстрировалось на телевидении, а не в кинотеатрах, из-за чего популярность последних стала снижаться. Телевидение превратилось в самое распространенное развлечение.
В течение 80-х годов XX века, известных как «Золотой век аниме», этот жанр мультипликации стал проникать за границу, постепенно становясь частью мировой культуры. Сложилась и соответствующая субкультура фанатов аниме – отаку.
Аниме в 90-е годы

В 1990-е годы по всему миру стали появляться компании, занимающиеся лицензированием, переводом и распространением аниме. Феноменальным успехом в этот период пользовался аниме-сериал «Евангелион» (1995), чуть позже — полнометражные аниме «Волчьи дети Амэ и Юки», «Девочка, покорившая время», «Она и ее кот».
С развитием компьютерных технологий значительно улучшается качество картинки и звука.
Ближе к 2010 году аниме-индустрия начинает переживать кризис: огромное разнообразие жанров и форм приводит к тому, что некоторые аниме даже в пределах одного направления (например, фэнтэзи) пользуются спросом. Другие из-за своей экспериментальности и необычности имеют узкую аудиторию, что сказывается на доходах студии, как следствие, и на качестве анимации, из-за которой популярность таких работ становится еще меньше.
Япония перестает быть единственным производителем аниме. Появляются конкуренты в лице Китая, Тайвани, Южной Кореи и других азиатских стран.
Тем не менее, любовь зрителей со всего мира к японской мультипликации остается прежней. Выпущенное в 2016 году полнометражное аниме «Твое имя» стало самым кассовым аниме за последние десять лет, а вышедший в 2020 боевик «Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный» — самым кассовым аниме за всю его историю.